Взгляд Десире Долрон (Desiree Dolron)
vk.com/album-26953_3563248
Восприятие значения её творений походит на работу над почти собранным пазлом, когда для получения полной картины не хватает лишь нескольких отсутствующих кусочков, на ребус, который нужно решить. Кажется, Десире Долрон никогда не идёт на компромисс, и прежде всего с самой собой, а не с теми, от кого она получает задания, будто актриса, которая сама выбирает себе роли независимо от требований продюсеров или публики, следуя путём, окончательное предназначение которого не всегда очевидно, в отличие от нескольких ближайших шагов.
Её фотосерии можно перечесть по пальцам одной руки. Она ищет совершенства, преданности и тщательности. Строгий отбор и самокритика — подразумевающаяся основа каждого изображения.
Создавая работы, погружённые в некое вневременное измерение, она сбалансированно сочетает традиции фламандской живописи (заметные в композиции и подборе красок) и использование самых современных инструментов цифровой обработки.
Эта молодая нидерландская художница одинаково хорошо владеет разными режимами выражения, стилями и приёмами, всегда отмеченными формально-эстетическим, но не жеманным подходом.
«Экзальтация» (1990—1999) — это серия, созданная во время многочисленных поездок в Индию, Таиланд, Пакистан, на Филиппины и в Марокко, чтобы открыть и запечатлеть обряды и ритуалы, в которых адепты разных религий испытывают экстаз и состояние коллективного транса, либо наносят своим собственным телам жестокие раны. Её стиль — документальность, обнажённая до костей. Отпечатки чёрно-белые, часто намеренно нерезкие, крупноплановые. Здесь нет ни грана выдумки; если в её других фотопроектах ещё можно говорить о «метафоричности», серия «Экзальтация» является самой плотской, самой физической.
Необычный взгляд на Кубу предлагается в серии «Я отдала тебе все мои сны» (2002). Долрон прожила в Гаване четыре месяца и фотографировала большей частью беднейшие районы города.
У неё собственный стилистический подход: колкие детали, изучение цвета и весьма необычное использование света. Атмосфера — тишина, будто время волшебным образом остановилось и из света, покрывающего поверхность, восстаёт тонкое восприятие чего-то загадочного, неощутимого, заполняющего не только пространство домов, но и улицы.
Её серия «Взгляд» (1996—1998) нервирует. Мы оказываемся среди портретов столь свободно интерпретируемых, что сама идея наклеивания на них ярлыков кажется абсурдной. Темы жизни и смерти безжалостно переплетаются в каком-то гипнотическом измерении. Это плавание в неопределённой жидкости, эти закрытые глаза, эта красота форм, едва прикрытых яркой светотенью, заставляют нас вглядываться в эти изображения ещё и ещё, отыскивая хоть какой-то намёк, какое-то движение.
С серией «эКстерьеры» мы оказываемся на грани совершенства. Когда её увидишь, окажется трудно выбросить из памяти хотя бы одно из этих лиц. Равновесие между объектом, светом, композицией и кадрированием настолько идеально, что кажется абсолютно естественным. Это концептуальная естественность: эти женщины лишены возраста, окружающую их обстановку нельзя определить, как и время. Они никого не представляют, скорее нечто скрытое, кажется, время от времени на мгновение проявляется в выражениях их лиц.
Текст: Элизабета Пьятти (Elisabetta Piatti)